Право на участие в религиозной жизни

Существующее положение

С начала прошлого века и практически до его 80 годов провозглашенный советским государством принцип отделения религии от государства фактически признавал и утверждал господство одной идеологии — социалистической и ее антирелигиозной разновидности — воинствующего атеизма. Декларируемая на словах отстраненность власти, на практике граничила с преследованием верующих за из убеждения. Длительный период вокруг религиозных организаций создавалась вакуумная среда.

Изменение политической системы в России создало предпосылки для свободного выражения религиозных чувств граждан, в том числе и с нарушением слуха. Многие  инвалиды по слуху, остро ощущая потребность вероисповедания, приходят в храмы, мечети, синагоги, костелы, но, построение богослужений, обрядов и таинств традиционных религиозных конфессий, рассчитанное на слуховое восприятие, становится недоступным для понимания  и адекватного восприятия для людей с отсутствием слуха. Они, как правило, ощущают себя изолированными от остальных прихожан, не могут на прямую, без посторонней помощи, общаться со священнослужителями, что служит препятствием, например, при таинстве исповеди.

Долгое время ортодоксальные религиозные организации не предпринимали активных действий чтобы изменить положение.

Сложившаяся ситуация стала питательной средой для представителей тоталитарных сект и псевдо-религиозных течений. Они находят средства для обучения переводчиков жестового языка из своей среды, вовлекают глухих в свои организации. Сегодняшние сектанты используют новейшие способы контролирования сознания людей, методы пропаганды и вербовки для собственного обогащения и достижения политических целей. Результатом их деятельности становятся разрушенные семьи, подорванное здоровье, нарушенная психика, утраченное имущество глухих.

Оценка существующего положения

Отвергнув те духовно-нравственные ценности, которые лежат в основе традиционного религиозного мировоззрения, атеизм нанес удар не столько по религиозным общинам, сколько по самому человеческому сообществу, прежде всего по семье и детям. Подорванными оказались традиционные представления о нерасторжимости брака, о брачной верности. Именно отказ от традиционной семейной этики лежит в основе того тяжелейшего демографического кризиса, который охватил Россию, многие страны Европы и который грозит вымиранием ее населению.

Тоталитарные секты и так называемые новые религиозные движения представляют еще один опасный вызов для общества в ХХI веке. И на этот вызов необходимо дать совместный ответ. Тоталитарные секты и новые религиозные движения «подвергают пересмотру всю систему традиционных религиозных ценностей, пытаясь найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, эзотерике, а подчас и обыкновенном оккультизме». Эти движения и секты «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами. Их деструктивная деятельность «приводит не только к искажению смысла учений, но и к разрушению национальной духовной культуры». Бесконтрольная деятельность «новых религиозных движений» наносит серьезный вред здоровью людей, попирает фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу, государству, бросает вызов традиционным ценностям. Претендуя на исключительную правоту, лидеры сект, скрывая свои истинные цели, очень часто прикрываются различными религиозными, политическими, образовательными, культурологическими и иными лозунгами.

Опасность псевдорелигиозной экспансии стала уже давно и отчетливо понята некоторыми европейскими странами, такими как Германия, Франция, Бельгия, Польша: эти страны приняли целый ряд мер, ограничивающих деятельность деструктивных движений и сект. Проблематика сект и новых религиозных движений нашла свое отражение в документах и решениях Ассамблеи Совета Европы, рекомендациях Европейской парламентской ассамблеи, решениях кабинета министров Совета Европы и Европарламента.

Однако необходимо признать, что определенная часть вины за широкое распространение сект лежит и на представителях традиционных Церквей. Статистика показывает, что адептами тоталитарных сект нередко становятся не атеисты, обратившиеся вдруг к новому заинтересовавшему их учению, а  люди, которые не были услышаны в Церкви, куда они приходили за духовной помощью и где они не встретили должного отношения и понимания.

Часть вины лежит и на отделениях ВОГ. В связи с отсутствием других арендаторов, часто наши региональные и местные отделения предоставляют выделенные им для работы помещения в аренду различным религиозным организациям, в том числе тоталитарным сектам, даже не убедившись в законности и направлениях их деятельности.

Необходимо более внимательно и чутко подходить к личным проблемам современных людей, многие из которых ищут сегодня в Церкви опору в сложной жизненной ситуации. Надо говорить с людьми на языке современного общества, жизнь и проблемы которого нужно знать.

В России, по имеющимся сведениям, значительно увеличивается количество приходов Русской Православной Церкви в которых богослужения ведутся с переводом на русский жестовый язык. В храмах Москвы, Екатеринбурга, Ярославля, Коломны действуют православные общины глухих в которых священнослужители постоянно используют жестовый язык при богослужении. Опыт их работы освящается печатными органами ВОГ, публикуются материалы информационного и публицистического характера. В Петропавловской Епархии вышел в свет специальный православный журнал для глухих «Вместе».

В Москве, Санкт Петербурге, и других городах действуют общины Евангельских Христиан Баптистов.

В Обществе пока нет достоверных сведений о деятельности  исламских, иудейских, буддистских религиозных общин глухих на территориях, исповедующих эти традиционные религии.

Цели ВОГ по вопросу

Для решения задач Обществу необходимо установить прямой диалог с представителями традиционных религиозных организаций для обсуждения и подготовке совместных предложений по мерам которые бы способствовали ликвидации дискриминации инвалидов с нарушением слуха и обеспечении им  доступа к религиозной жизни.

Такими мерами могли бы стать: дальнейшее развитие практики создания религиозных общин неслышащих, осуществления на языке жестов богослужений, катехизаторских  занятий, организация паломнических поездок; издание и широкое распространение  видеопрограмм с записью богослужений, проповедей, занятий, художественных и публикационных фильмов нравственного содержания с субтитрами  и переводом  на язык жестов. 

Особое значение имеет распространение информации по вопросам, касающимся инвалидов, религиозной жизни и образования. ВОГ необходимо шире использовать свои средства массовой информации, включая Интернет сайт, для публикации информации на религиозные темы, а также информации о планируемых и проводимых совместных проектах и итогах их реализации.

Совместно с представителями традиционных религиозных организаций подготовить предложения и принять комплекс мер, разъясняющих опасность и ограничивающих деятельность в Росси деструктивных движений и сект в среде глухих.

ВОГ следует также поощрять представителей традиционных религиозных организаций:

  • Включать информацию о политике в отношении инвалидов в программы подготовки священников, а также в программы религиозного воспитания.
  • Готовить кадры священнослужителей, знающих и использующих язык жестов, в том числе из числа лиц с нарушением слуха.
  • Проводить семинары по обмену опытом деятельности религиозных общин, изучению и развитию языка жестов по религиозной тематике.
  • Оказывать содействие по уходу за слепо-глухими, престарелыми и тяжело больными глухими и слабослыщащими.

Механизмы достижения целей (методы, сроки реализации, источники финансирования) на уровне ВОГ, РО ВОГ, МО ВОГ подлежат разработке аппаратами ВОГ всех уровней и согласованию с государственными органами соответствующих уровней в соответствии с этапами и календарным планом реализации Программы ВОГ, программами развития ВОГ по направлениям деятельности, программами развития РО ВОГ.