Право на участие в культурной жизни

Существующее положение

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 9) определено право на социокультурную реабилитацию инвалидов.

В системе ВОГ действует более 230 учреждений культуры, в том числе 64 Дома культуры, в которых функционируют более 700 клубных формирований с количеством участников около 17 тысяч человек, более 300 любительских объединений и клубов по интересам с общим числом  участников более 12 тысяч человек, а также около 400 кружков и коллективов, в которых занимаются более 4 тысяч человек. 

Оценка существующего положения

Основными целями культурной политики являются сохранение и развитие культурного потенциала Общества, обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех социальных слоев глухих граждан России. ВОГ проводит большую культурно-массовую работу среди неслышащих и по сути, берет на себя решение государственной задачи по социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих граждан нашей страны, поскольку государственных специализированных учреждений, которые обязаны по действующему законодательству проводить эту работу, практически нет.

В последние годы работа культучреждений ВОГ проводилась в условиях экономического спада в Обществе, резкого повышения расходов на коммунальные услуги. Тем не менее, региональным и местным организациям ВОГ в целом удалось сохранить основную социокультурную инфраструктуру, не допуская ее перепрофилирование и использование не по назначению, хотя при этом основные показатели учреждений культуры из года в год продолжают несколько ухудшаться.

Крайне ограниченные средства, которые выделяются на проведение культурно-массовой работы, в основном направляются на содержание зданий клубных учреждений, зарплату штатных сотрудников и на проведение культурно-массовой и спортивно-оздоровительной  работы.

Средств на ремонт зданий учреждений культуры практически не остается. При этом состояние большинства зданий клубов и домов культуры, а также его оборудование физически и морально устарели. Требуется капитальный ремонт и практически полная замена оборудования и технических средств, чтобы создать условия для использования современных технологий реабилитации инвалидов по слуху. Только для проведения срочного капитального ремонта, который требуется для большинства зданий клубов и домов культуры, в общей сложности  необходимы  финансовые  вложения  в сотни миллионов рублей. ВОГ не может решить эти вопросы без государственной помощи.

В связи с рядом причин, таких как почти полный износ зданий домов культуры и клубов, отсутствие средств для оплаты коммунальных услуг, наличие в малочисленных организациях излишков площадей для проведения культурно-массовой работы рассматриваются вопросы о продаже зданий клубов и приобретение на полученные средства меньших площадей для проведения культурно-массовой работы. При покупке новых помещений должны сохраняться условия для проведения культурно-массовой работы с учетом численности организации.

Цели ВОГ по вопросу

  • добиться включения в федеральные целевые программы и другие государственные инвестиционные программы отдельного мероприятия по реконструкции и развитию учреждений культуры ВОГ;
  • составить банк данных о техническом состоянии учреждений культуры и средствах, необходимых на их содержание и капитальный ремонт;
  • добиться включения в федеральный базовый перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемый инвалиду, который утверждается Правительством Российской Федерации, мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов, проведение которых должно предоставляться инвалидам по слуху бесплатно за счет федерального бюджета;
  • добиться от федеральных органов власти решения вопроса об использовании учреждений культуры ВОГ для проведения социокультурной реабилитации инвалидов по слуху в порядке государственного заказа;
  • заключать с региональными органами власти договоры о социальном партнерстве, предусматривающие включение в региональные целевые программы мероприятий по поддержке учреждений культуры, финансирование культурно-просветительных мероприятий, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг на уровне бюджетных организаций, выделение средств на содержание и капитальный ремонт учреждений культуры;
  • добиться сохранения и увеличения библиотечного фонда учреждений культуры, в работе библиотек активнее использовать современные информационные технологии;
  • обеспечивать подписку на периодические издания для библиотек учреждений культуры;
  • улучшить в учреждениях культуры музейную работу;
  • проводить на базе учреждений культуры работу по организации досуговых мероприятию для членов ВОГ, таких как празднование торжественных дат, организация клубов знакомств и других;
  • проводить работу с региональными органами власти по развитию социального партнерства с целью включения в региональные целевые программы и региональные бюджеты средств на поддержку учреждений культуры и на проведение культурно-просветительных мероприятий, предоставления льгот по оплате коммунальных услуг на уровне бюджетных организаций, выделения средств на содержание и капитальный ремонт учреждений культуры.

Механизмы достижения целей (методы, сроки реализации, источники финансирования) на уровне ВОГ, РО ВОГ, МО ВОГ подлежат разработке аппаратами ВОГ всех уровней и согласованию с государственными органами соответствующих уровней в соответствии с этапами и календарным планом реализации Программы ВОГ, программами развития ВОГ по направлениям деятельности, программами развития РО ВОГ.

Право на отдых и спорт

Существующее положение

В соответствии со статьей 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются основным направлением реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, профессиональная подготовка социальных работников, работников физкультурно-спортивных организаций, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями физической культуры и спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно Указу Президента РФ от 3 декабря 2003 г. N 1423 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам — членам сборных команд России по парлимпийским и сурдлимпийским видам спорта и их тренерам» в целях государственной поддержки активного образа жизни и стимулирования занятий физической культурой и спортом инвалидов, участвующих в параолимпийском и сурдоолимпийском движении, учреждается стипендия Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам — членам сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта и их тренерам в размере 15000 рублей, которая выплачивается ежемесячно.

Цели ВОГ по вопросу

 На федеральном уровне:

  • добиться включения в федеральный базовый перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемый инвалиду, который утверждается Правительством Российской Федерации, мероприятий по физкультурно-оздоровительным мероприятиям и спортивной реабилитации инвалидов, проведение которых должно предоставляться инвалидам по слуху бесплатно за счет федерального бюджета;
  • взаимодействовать с федеральными органами государственной власти, общественными организациями и фондами по вопросам развития физической культуры и спорта среди глухих;
  • участвовать в реализации Федеральных целевых программ, в том числе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 — 2015 годы, «Молодежь России», «Дети — инвалиды», «Одаренные дети», «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы»;
  • проводить ежегодно Всероссийский смотр-конкурс по спортивно-массовой работе и подводить итоги смотра-конкурса совместно с Федеральными агентствами по спорту и образованию;
  • вести контроль за строительством спортсооружений для образовательных учреждений в плане реализации Федеральной целевой программы;
  • провести инвентаризацию спортсооружений общества и составить рекомендации по их региональному использованию;
  • взаимодействовать с РССГ и СКР по вопросам организации спортивной работы;
  • продолжить дальнейшую работу по открытию групп подготовки в спортивных школах для глухих и слабослышащих детей и молодежи и добиться открытия подобных групп во всех регионах Российской Федерации к 2010 году;
  • ввести поэтапно к 2009 году ставки инструкторов по спорту (ведущих специалистов) в каждом региональном отделении ВОГ, комплектуя их специалистами с физкультурным образованием;
  • оказывать постоянную поддержку спорту высших достижений, выступлению команд России на Зимних и Летних Сурдлимпийских играх, чемпионатах Мира и Европы;
  • проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия среди работников системы ВОГ, слеты активистов и спортивных работников, лауреатов смотра-конкурса.

На региональном уровне:

  • добиваться организации соревнований по спортивным играм (футбол, футзал, баскетбол, стритбол, волейбол, пляжный волейбол, настольный теннис, бадминтон) среди школ-интернатов, проводя их в выходные и праздничные дни, каникулярное время, с чередованием (ротацией) мест проведения соревнований (в первую очередь для регионов Дальнего Востока, Сибири и Юга России);
  • принимать участие во Всероссийских смотрах-конкурсах по спортивно-массовой работе от регионального отделения ВОГ, спортивных школ, школ-интернатов и других учебных заведений;
  • готовить предложения в региональные спорткомитеты, органы образования и социальной защиты по открытию групп глухих детей и подростков в спортивных школах;
  • добиваться от исполнительных органов власти регионов в области физической культуры и спорта, образования, социальной защиты населения выделения финансирования для проведения региональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовки и направления команд на всероссийские и международные соревнования и сборы (согласно статьи 18, п. 3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);
  • рационально использовать имеющиеся спортивные сооружения, содержать в надлежащем состоянии;
  • проводить региональные смотры-конкурсы по спортивно-массовой работе;
  • представлять лучших спортсменов, тренеров, ветеранов на получение региональных стипендий, премий, надбавок к пенсиям, к мерам морального поощрения, ставить вопросы по улучшению социально-бытовых условий спортсменов и тренеров;
  • проводить спортивно-массовую и оздоровительную работу на предприятиях Общества.

На местном уровне:

  • принимать участие в смотре-конкурсе по спортивно-массовой работе;
  • проводить спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу среди инвалидов по слуху и членов их семей по месту жительства;
  • тесно контактировать с органами исполнительной власти, школами-интернатами в проведении физкультурно-оздоровительной работы.

Механизмы достижения целей (методы, сроки реализации, источники финансирования) на уровне ВОГ, РО ВОГ, МО ВОГ подлежат разработке аппаратами ВОГ всех уровней и согласованию с государственными органами соответствующих уровней в соответствии с этапами и календарным планом реализации Программы ВОГ, программами развития ВОГ по направлениям деятельности, программами развития РО ВОГ.