Право на Вспомогательные услуги, медицинские обслуживание

Право на вспомогательные услуги

Существующее положение

В соответствии со статьей 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду.

Оценка существующего положения

Для инвалидов по слуху, имеющих остатки слуха, основным средством реабилитации является слухопротезирование и без слухового аппарата не может быть обеспечена их нормальная жизнедеятельность. Несмотря на то, что в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет федерального бюджета, включено предоставление слуховых аппаратов, тем не менее, до настоящего времени во многих регионах положение с обеспечением инвалидов слуховыми аппаратами остается неудовлетворительным и сохраняется очередность на их получение. По данным Всероссийского общества глухих на 1 января 2006 года, только среди членов ВОГ в слухопротезировании нуждаются более 50 тысяч человек. Особенно негативно сказываются нерешенность проблем со слухопротезированием на реабилитации детей–инвалидов по слуху.

Необходимо предпринять все возможные меры, чтобы действующее законодательство выполнялось в полном объеме и нуждаемости в слухопротезировании среди инвалидов по слуху не было.

Для инвалидов по слуху, не имеющих остатков слуха (тотально глухим), основными средствами реабилитации, способствующими их адаптации и интеграции в общество,  являются технические средства, которые позволяют глухим общаться и ориентироваться в окружающей среде, пользоваться телефонной связью, смотреть телевизионные программы.

Более 10 лет после принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (№ 181–ФЗ от 24.11.95 г.) эти средства не предоставлялись глухим на льготной основе. В упомянутом выше Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет федерального бюджета, который был утвержден 21.10.2004 г.  технические средства для полностью глухих также не были включены. Благодаря усилиям ВОГ, в новый Федеральный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 2347–р от 30 декабря 2005 года были дополнительно включены сигнализаторы звука световые и вибрационные, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и телефонные устройства с текстовым выходом, а также услуги по сурдопереводу.

Российский жестовый язык является основным средством общения для большинства глухих и его используют более 95% инвалидов по слуху. В статье 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указывается, что «язык жестов признается как средство межличностного общения». Тем не менее, многие вопросы применения российского жестового языка в нашей стране не решаются.

В последние годы резко сократилось число переводчиков жестового языка. До 1990 года в нашей стране по данным ВЦСПС инвалидов по слуху обслуживало более 5,5 тысяч переводчиков, из которых около 1 тысячи переводчиков работало в системе ВОГ. После распада СССР созданная профсоюзами система обслуживания глухих практически распалась. Только на наиболее крупных предприятиях сохраняются группы работающих глухих, которые обслуживаются переводчиками.

В системе Всероссийского общества глухих в последние годы в результате выполнения пункта 54 «Создание в Российской Федерации системы услуг по сурдопереводу на базе региональных отделений ВОГ» Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 годы» количество переводчиков жестового языка несколько увеличилось – с 740 до 800. Тем не менее, этого количества переводчиков недостаточно.

По действовавшим в советское время нормам обслуживания глухих (1 переводчик на 50 глухих) неудовлетворенная потребность в переводчиках жестового языка составляет не менее 3–4 тысяч человек.

В результате отсутствия возможности получить услуги по сурдопереводу, глухой человек испытывает проблемы при обращении в учреждения здравоохранения, юстиции, нотариата и внутренних дел. В высших и средних учебных заведения уменьшаются возможности для неслышащих получить профессиональное образование, так как постоянно сокращается количество специализированных учебных групп с переводчиками жестового языка, а также нет практики предоставления переводчика жестового языка глухому студенту при его индивидуальном обучении.

Наряду с уменьшением числа переводчиков жестового языка ухудшается качество их работы. Такое положение возникло из–за отсутствия государственной системы профессиональной подготовки переводчиков и недопустимо низкого уровня оплаты их труда (размер тарифной ставки высшего для переводчиков 11 разряда составляет всего 1205 рублей). Вопрос совершенствования оплаты труда переводчиков должен решаться с учетом опыта ряда стран, где заработная плата переводчиков жестового языка и переводчиков иностранных языков находятся на одном уровне.

В целом нормативная база, связанная с организацией работы переводчиков жестового языка практически отсутствует. Необходимо не только вносить изменения в нормативные документы по оплате труда переводчиков, но и создавать нормативную базу для организации центров переводческих услуг, подготовки преподавателей жестового языка, поведения аттестации переводчиков. 

Включение услуг по сурдопереводу в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, безусловно, значительный шаг в обеспечении прав инвалидов по слуху на вспомогательные услуги. Несмотря на положительное направление понимания государством основных потребностей инвалида по слуху, выразившихся в принятии указанного Распоряжения Правительства РФ, в действительности, в связи с принятие указанного постановления 30 декабря 2005 года, то есть после утверждения бюджета РФ на 2006 год, привело к фактическому разрушению ранее действовавшей системы по предоставлению услуг по сурдопереводу, так как региональные и местные бюджеты отказываются финансировать услуги по сурдопереводу, в связи с отнесением этой обязанности на уровень бюджета РФ, а в бюджете РФ средства не предусмотрены и не выделяются.

Таким образом, 2006 год, с одной стороны, стал годом значительного улучшения положения инвалидов по слуху в вопросе обеспечения права на вспомогательные услуги по сурдопереводу (произошло признание права государством), с другой стороны, государство, не приняв соответствующий нормативный акт, регулирующий предоставление услуги, парализовало ранее действовавшую систему, не создав новой.

Недопустимой халатностью представляется тот факт, что 30 ноября 2005 года Правительство РФ Постановлением №708, во исполнение статьи 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», утвердило Правила обеспечения инвалидов собаками–проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак проводников в размере 10.000 рублей, не утвердив при этом соответствующие Правила обеспечения инвалидов услугами по сурдопереводу.

Большинство из ранее работавших переводчиков, оставшись без средств к существованию, ищут и находят другую работу, не связанную с предоставлением услуг по сурдопереводу.

Цели ВОГ по вопросу предоставления инвалидам по слуху технических средств реабилитации

Для реализации Федерального перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 2347–р от 30 декабря 2005 года в кротчайшие сроки должны быть разработаны и утверждены соответствующие нормативные документы. 

Важной задачей остается обеспечение качества предоставляемых государством технических средств для инвалидов по слуху. Переход государственных органов, ответственных за предоставление на льготной основе технических средств, на закупку предоставляемых инвалидам изделий только на конкурсной основе не всегда обеспечивает их высокое качество. Всероссийскому обществу глухих необходимо осуществлять контроль за качеством предоставляемых изделий. Необходимо взаимодействовать с предприятиями–производителями технических средств на этапе их разработки и постановки на производство, чтобы неудачные конструкции не доходили до производства. Представителям Общества необходимо участвовать в конкурсных комиссиях по госзакупкам изделий, чтобы препятствовать приобретению некачественной продукции.

Нужно также оказывать влиянии на медико–социальные экспертные комиссии (МСЭК), чтобы в индивидуальные программы реабилитации (ИПР) включались все необходимые для реабилитации и социальной адаптации технические средства в точном соответствии с потребностями инвалидов по слуху. Для этого всем организациям ВОГ необходимо проводить работу по изучению потребности в технических средствах реабилитации инвалидов по слуху для предоставления этой информации МСЭК и другим государственным органам, связанным с обеспечением технических средств.   

Первоочередными задачами в вопросе предоставления инвалидам по слуху технических средств реабилитации являются:

  • дальнейшее совершенствование государственной системы обеспечения инвалидов по слуху техническими средствами реабилитации;
  • для полной реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 347–р о Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включены следующие технические средства для глухих, которые должны предоставляться инвалидам по слуху бесплатно за счет федерального бюджета:
  • o телевизоры с телетекстом для приема телепрограмм со скрытыми субтитрами;
  • o слуховые аппараты с индивидуальными ушными вкладышами;
  • o текстовые телефонные устройства (по выбору инвалида по слуху: факс, пейджер, мобильный телефон);
  • o световые и вибрационные сигнализаторы звука (будильника, домофона, дверного и телефонного звонков, плача ребенка),
  • o необходимо добиться полной разработки всей необходимой нормативной базы;
  • добиться, чтобы в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемый инвалиду, были дополнительно включены следующие технические средства для инвалидов по слуху – слабослышащих:
  • o телефонные аппараты с усилителем звука;
  • o головные телефоны (наушники) для прослушивания телевизионных программ;
  • добиваться, чтобы обеспечение инвалидов по слуху техническими средствами, не включенными в Федеральный перечень финансирования из других источников;
  • ставить вопросы о совершенствовании нормативной базы по обеспечению инвалидов по слуху технических средств реабилитации, в том числе совершенствование правил предоставления реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг с целью исключения проблем, которые испытывают глухих при прохождении реабилитации;
  • содействовать повышению качества предоставляемых инвалидам по слуху путем активного взаимодействия с предприятиями–производителями технических средств и государственными органами, организующих работу по обеспечению глухих техническими средствами.
  • РО ВОГ добиваться выделения финансовых средств из регионального бюджета для бесплатного обеспечения инвалидов по слуху необходимыми техническими средствами реабилитации, не включенных в федеральный перечень;
  • РО ВОГ оказывать содействие в работе государственными органами, организующих работу по обеспечению глухих и слабослышащих техническими средствами;
  • РО ВОГ способствовать созданию торговых и сервисных центров по продаже и обслуживанию технических средств реабилитации инвалидов по слуху, в том числе и по организации центров при РО ВОГ;
  • РО ВОГ добиваться льгот для инвалидов по слуху при установлении абонентской платы за пользование телефоном, сетями кабельного телевидения, при оплате за установку телефонов, факсов, льгот по тарифам за пользование мобильной связью.

Цели в вопросе применения жестового языка

Первым шагом в решении проблемы подготовки профессиональных переводчиков жестового языка со средним и высшим образованием было бы создание специализированных факультетов в педагогических высших учебных заведениях, например, по одному факультету в каждом федеральном округе Российской Федерации.

Подготовленные на этих факультетах преподаватели российского жестового языка могли бы взять на себя обучение как студентов высших и средних учебных заведений, так и работающих в тех областях, в которых возможны контактам с неслышащими (в порядке их переподготовки).

Высококвалифицированные преподаватели жестового языка необходимы также для создания и эффективного функционирования государственной службы жестового перевода, где инвалидам с нарушениями слуха должны оказываться бесплатные услуги переводчиков жестового языка исходя из учета реальных потребностей инвалидов.

Первоочередными задачами в вопросе предоставления инвалидам по слуху услуг по сурдопереводу являются:

  • Добиться совершенствования нормативно–правовой базы по вопросам оказания услуг по жестовому переводу:
  • o Добиться скорейшей разработки и утверждения Правил предоставления инвалиду услуг по сурдопереводу,
  • o Изменить систему оплаты труда переводчиков жестового языка, которая должна стимулировать привлечение в службы жестового перевода высокопрофессиональных специалистов;
  • o Разработать нормативные документы, регламентирующих работу центров переводческих услуг, проведение аттестации переводчиков жестового языка;
  • Добиться финансирования услуг по сурдопереводу в полном объеме,
  • Добиться создания государственной службы жестового перевода, где инвалидам с нарушениями слуха должны оказываться бесплатные услуги переводчиков жестового языка исходя из учета реальных потребностей инвалидов;
  • Добиться внесения поправок в законодательство, предусматривающих изменение статуса российского жестового языка, который должен быть равноправным языком народов Российской Федерации, а также его государственной поддержки, проведения научных исследований по проблемам жестового языка;
  • Развивать совместно с органами социальной защиты населения систему центров переводческих услуг ВОГ;
  • Добиться создания системы подготовки профессиональных переводчиков со средним и высшим образованием; существенного увеличения количество часов на изучение российского жестового языка при подготовке сурдопедагогов в педагогических вузах;
  • Добиться организации обучения в школах для глухих детей на российском жестовом языке;
  • Добиться наличия в составе органов социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям и других государственных органов и их учреждений специалистов, владеющих жестовым языком;
  • Оказать содействие созданию и работе Всероссийскую ассоциацию переводчиков жестового языка.

Механизмы достижения целей (методы, сроки реализации, источники финансирования) на уровне ВОГ, РО ВОГ, МО ВОГ подлежат разработке аппаратами ВОГ всех уровней и согласованию с государственными органами соответствующих уровней в соответствии с этапами и календарным планом реализации Программы ВОГ, программами развития ВОГ по направлениям деятельности, программами развития РО ВОГ. Право на медицинское обслуживание

Существующее положение

На данный момент система государственного медицинского обслуживания инвалидов по слуху в России производится на общих основаниях и не учитывает их специфических потребностей.

Еще одной существенной проблемой, связанной с медицинским обслуживанием неслышащих, является профилактика инвалидности по слуху и ранняя диагностика нарушений слуховой функции. Первые годы жизни ребенка имеют принципиальное значение для развития речи, познавательных и социально–эмоциональных навыков и более раннее выявление нарушений слуха позволяет сразу после выявления глухоты проводить реабилитационную  работу.

Оценка существующего положения

Существующее положение в вопросе медицинского обслуживания инвалидов по слуху является неудовлетворительным.

Инвалидам по слуху в России не обеспечен равный с другими гражданами доступ к медицинскому обслуживанию по следующим основным причинам:

  • Инвалиды по слуху с полной потерей слуха или с существенными дефектами речи лишены возможности общения с медицинскими работниками на жестовом языке. По указанной причине невозможно установление полноценного контакта врача с больным, затрудняется (а зачастую делается невозможным) установление точного диагноза, выбор оптимальных методов лечения больного. Некоторые области медицинского обслуживания, требующие постоянного контакта с больным (например, психология, психиатрия) практически не доступны инвалидам по слуху.
  • При обращении за экстренной медицинской помощью инвалиды по слуху с полной потерей слуха или с существенными дефектами речи испытывают значительные трудности в связи с невозможностью общения по телефону. При отсутствии в момент возникновения потребности в экстренной медицинской помощи рядом с инвалидом по слуху человека, способного понять жалобы на состояние здоровья и вызвать экстренную медицинскую помощь, инвалид по слуху остается без медицинской помощи. Оказание скорой медицинской помощи осуществляется на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 г. N 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи». В соответствии с указанным Порядком станции скорой помощи создаются в городах с населением свыше 50 тысяч человек как самостоятельные лечебно–профилактические учреждения и функционируют в режиме круглосуточной работы. Оперативный отдел (диспетчерская) станции скорой медицинской помощи обеспечивает: круглосуточный централизованный прием обращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад скорой медицинской помощи, оперативное управление и контроль за их работой, организацию скорой медицинской помощи в зависимости от сложившейся оперативной ситуации. Все рабочие места в оперативном отделе (диспетчерской) должны быть компьютеризированы, оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов. В оперативном отделе (диспетчерской) должна формироваться единая персонифицированная база данных пациентов, обратившихся за оказанием скорой медицинской помощи. Специальные технические средства для возможности вызова скорой помощи инвалидом по слуху указанным порядком не предусмотрены.
  • При обращении инвалида по слуху в медицинские учреждения в сопровождении переводчика жестового языка, он обслуживается в порядке общей очереди, что ведет к значительному увеличению расходов или самого инвалида, или организации, предоставившей переводчика жестового языка, на оплату услуг переводчика жестового языка.

Начиная с 1992 г. в нашей стране начала внедряться единая система раннего выявления нарушений слуха у детей, тем не менее, рано говорить о ее полном внедрении.  При этом вопрос по сути должен ставится о системном решении комплексной задачи ранней диагностики и реабилитации, которая должна быть в ряду важнейших приоритетных программ социальной реабилитации детей–инвалидов по слуху. Современные методы диагностики позволяют выявить большинство отклонений в развитии ребенка (хотя бы на уровне группы риска) уже в возрасте до трех лет. Применяемые во всем мире программы коррекционно–педагогической помощи детям раннего возраста позволяют существенно улучшить развитие ребенка и тем самым оказать решающее влияние на всю его дальнейшую жизнь. Более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно–педагогической помощи, могут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше. Поэтому одним из основных направлений реформирования системы специального образования Коллегия Минобразования России своим решением от 9 февраля 1999 года определила «создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого–медико–педагогических комиссий (консультаций) единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; развитие системы коррекционно–педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях».  Несмотря на это, единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно–педагогической помощи до настоящего времени не создана. Только немногие дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей–инвалидов, получают коррекционно–педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт–Петербурге) положительный опыт такой работы существует.

Цели ВОГ по вопросу

  • Внести изменения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи», предусматривающих особые потребности инвалидов по слуху при обращении за экстренной медицинской помощью.
  • В области профилактики инвалидности по слуху и ранней диагностики нарушений слуховой функции:
  • o инициировать разработку и утверждение государственных программ по реализации системы раннего выявления нарушений слуха;
  • o информировать специалистов и родителей о факторах риска возникновения тугоухости и глухоты;
  • Подготовить предложения по улучшению лекарственного обеспечения инвалидов по слуху.
  • Добиться выделения переводчика жестового языка при консультировании инвалидов по слуху в медицинских учреждениях или введение должности переводчика жестового языка в медицинских учреждениях.

Механизмы достижения целей (методы, сроки реализации, источники финансирования) на уровне ВОГ, РО ВОГ, МО ВОГ подлежат разработке аппаратами ВОГ всех уровней и согласованию с государственными органами соответствующих уровней в соответствии с этапами и календарным планом реализации Программы ВОГ, программами развития ВОГ по направлениям деятельности, программами развития РО ВОГ.

.

— Национальный стандарт СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ЗНАКОВЫЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ