Право на Занятость

Право на занятость

Существующее положение

Неотъемлемым общечеловеческим правом инвалида по слуху является право на труд, несмотря на то, что трудоспособность его ограничена. Право инвалида на труд установлено и Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации», которые направлены на создание инвалидам реальных возможностей для занятия полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривает конкретные механизмы их реализации.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статьи 20-21) предоставляются гарантии инвалидам трудовой занятости федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

  • установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организации обучения инвалидов новым профессиям.

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов является установление квот  для приема на работу инвалидов. Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Оценка существующего положения

Наиболее эффективным способом социальной реабилитации инвалидов является обеспечение их занятости на рынке труда. Тем не менее, занятость среди инвалидов по слуху за последние годы в нашей стране постоянно сокращается.

В последние годы в силу причин экономического характера резко сократились возможности ВОГ обеспечить трудоустройство инвалидов по слуху на предприятиях ВОГ. Сохранение рабочих мест для инвалидов по слуху на предприятиях ВОГ в условиях низкотехнологичного производства основанного на использовании производственного цикла разбитого на простейшие операции, которым легко обучить инвалидов по слуху, исключает возможность применения (без сокращения рабочих мест для инвалидов по слуху) сложного высокопроизводительного оборудования, требующего квалифицированного обслуживания, наладки и ремонта.

В такой ситуации,  предприятия ВОГ, пытаясь сохранить рабочие места для инвалидов по слуху, постоянно увеличивают свою неконкурентоспособность, копят долги, не могут платить достойную зарплату рабочим и процесс сокращения персонала происходит автоматически. На этих предприятиях идет непрерывный процесс текучести кадров, рабочие, в том числе и инвалиды по слуху, уходят туда, где больше платят, часто в полулегальные  пошивочные фирмы теневого сектора.

По оценкам региональных отделений ВОГ, уже многие годы вне системы ВОГ, в среднем по регионам, работает в 6 раз больше инвалидов по слуху, чем в системе ВОГ и в почти в 12 раз больше чем на предприятиях ВОГ. За пять последних лет общее количество работающих на предприятиях ВОГ сократилось с 7000 до  3000 человек, а количество инвалидов по слуху с 4200 до 1600 человек. Таким образом, проблема занятости инвалидов по слуху в большей степени решается вне предприятий Общества.   

Однако, по информации полученной от РО ВОГ, в ряде регионов такие законы о квотировании рабочих мест не приняты или не соблюдаются.

Обобщение информации полученной от РО ВОГ показало, что с принятием ФЗ №122 от 22 августа 2004 года сократилось финансирование квотирования рабочих мест для инвалидов, что заметно повлияло на трудоустройство инвалидов по слуху. Отмечена неудовлетворительная работа региональных Центров занятости по учету безработных инвалидов, созданию курсов профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов по слуху.

В значительной степени ухудшило условия для обеспечения занятости инвалидов по слуху изъятие из Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» статьи о порядке и условиях признания инвалида безработным и о государственном стимулировании участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

В этой ситуации принятая законодательством норма об обязательной 2-4% квоте рабочих мест для инвалидов не привела к существенному улучшению их занятости и вне системы ВОГ. Кроме того, глухим, как правило, предлагают неквалифицированную работу, которая их не устаивает, а они пытаются получить престижную, конкурентоспособную профессию.

Глухим в силу имеющихся у них ограничений всегда было сложно получить престижную профессию. Тем не менее, в советское время большинство из них они успешно трудились по многим специальностям в различных отраслях промышленности, науки и образования. В те годы действовал «Перечень профессий, по которым может осуществляться подготовка квалифицированных рабочих из числа глухих, глухонемых и лиц с крайней тугоухостью», утвержденный Госкомитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию от 17.07.73 г. № 89 и согласованный с Минздравом СССР, который содержал около 100 специальностей. В 1975 году был утвержден Перечень профессий для подготовки  в ПТУ рабочих из числа лиц с нарушениями слуха, насчитывающий 94 специальности. Такая же ситуация со специальностями, получаемыми в средних специальных и высших учебных заведениях: по первым было 97 специальностей (перечень 1963 г.).

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. N 150 утвержден «Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». Фактически, в настоящее время профессиональную подготовку можно получить только по 15 специальностям.

Важнейшей составляющей процесса реабилитации является профессиональная подготовка с обеспечением возможности дальнейшего трудоустройства. Проблема оценки доступности рабочих мест инвалидам с детства с учетом объективно имеющихся у них трудовых ограничений. Так называемые «трудовые рекомендации», которые получают инвалиды в результате освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, нередко не только не способствуют их рациональному трудоустройству, но и часто препятствуют ему.

При этом с каждым годом увеличивается количество отказов неслышащим гражданам  в обучении и трудоустройстве по профессиям, по которым они традиционно обучались и работали многие годы. В частности, в последнее время увеличилось число обращений в ВОГ по поводу отказов в трудоустройстве на основании Приказа Минздрава России № 90 от 14 марта 1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» с ссылкой на то, что у глухих имеются противопоказания к трудоустройству по определенным специальностям. В этой ситуации глухие вынуждены соглашаться на самую низкооплачиваемую работу.

При таком положении с занятостью инвалидов в 2004 году законодатели приняли решение, которые еще больше усугубляет крайне тяжелое положение с трудоустройством глухих. Были внесены изменения в законодательство о трудовых пенсиях и в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по которым выплаты трудовых пенсий по инвалидности и денежных компенсаций, взамен действующих ранее льгот, производятся не по группам инвалидности, а по степени ограничения способности к трудовой деятельности. После введения этих поправок в пенсионное законодательство многие работающие инвалиды по слуху были вызваны на медико-социальную экспертизу, на которой было установлено, что у них «ограничений в труде нет», и поэтому они, сохранив III группу инвалидности, не могут получать пенсию по инвалидности. После принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года у этих же инвалидов, используя новый критерий, снижены денежные выплаты с 350 до 50 рублей. Поскольку зарплата большинства инвалидов соизмерима с размером пенсии они были практически поставлены перед выбором: оставаться им на работе и получать зарплату без пенсии и льгот или уходить с работы «на социальное обеспечение». В результате эти люди пополняют и без того большую армию неработающих глухих, промышляющих случайными заработками. Среди них много молодежи и людей активного трудоспособного возраста.

Кроме того, переосвидетельствование вынуждены проходить инвалиды по слуху, которые хотели бы получить новый слуховой аппарат или другую реабилитационную технику, поскольку технические средства реабилитации выдаются только при предъявлении индивидуальной программы реабилитации. В результате, зачастую получив новый аппарат, инвалиды лишаются пенсии и у них снижаются денежные выплаты.

В целом, есть все основания говорить, что отсутствует последовательная государственная политика в отношении занятости инвалидов, по поддержке предприятий общественных организаций инвалидов. Нет разработанных и финансово обеспеченных региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости инвалидов. Отсутствует координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости инвалидов, развития в этой группе населения предпринимательства и контролируемой самозанятости.

С 2006 года начала действовать новая Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы», в рамках которой ОООИ «ВОГ» при реализации мероприятий по пункту 33 «Укрепление материально-технической базы и техническое перевооружение социально-реабилитационных предприятий Всероссийского общества глухих» должен создать за период действия программы 430 новых рабочих мест для инвалидов по слуху, в том числе в 2006 году — 166 новых рабочих мест. Эта программа предполагает новый формат финансирования и определения исполнителей этой программы — непосредственно Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Объем финансирования этой программы из федерального бюджета составляет — 50.270. тыс. руб. Принятие указанной программы — безусловно положительный факт, однако создание 430 рабочих мест для инвалидов по слуху в течение 5 лет является крайне недостаточной мерой, с учетом того, что в настоящее время, по оценкам ВОГ, остро нуждаются в трудоустройстве более 7.000 инвалидов по слуху, десятки тысяч инвалидов по слуху заняты на работах, на требующих квалификации, с оплатой ниже прожиточного минимума.

Цели ВОГ по вопросу

  • взаимодействовать в оперативном порядке с федеральными органами занятости по решению вопросов профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов по слуху;
  • добиться разработки и принятия нормативных документов, регулирующих трудоустройство инвалидов по слуху по максимально возможному количеству профессий и должностей;
  • добиться в законодательном порядке признания инвалидов, не имеющих работы, безработными с их регистрацией в органах Федеральной службы по труду и занятости;
  • обратиться в законодательные органы Российской Федерации об изменении законодательства в части выплаты пенсий и денежных компенсаций взамен льгот не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группам инвалидности.
  • РО ВОГ заключить договоры с органами медико-социальной экспертизы и региональными службами занятости для решения вопросов, связанных с профессиональной подготовкой и занятостью инвалидов по слуху;
  • РО ВОГ добиваться разработки и полной реализации региональных целевых программ по обеспечению профессиональной подготовки и трудоустройству инвалидов по слуху
  • РО ВОГ добиваться, чтобы в центрах занятости проводилось специальное обучение выпускников школ под конкретные рабочие места;
  • РО ВОГ оказывать инвалидам по слуху юридическую и другую практическую помощь при устройстве на работу и при организации индивидуальной трудовой деятельности;
  • РО ВОГ принимать участие в организации и проведении ярмарок вакансий для инвалидов по слуху.

Механизмы достижения целей (методы, сроки реализации, источники финансирования) на уровне ВОГ, РО ВОГ, МО ВОГ подлежат разработке аппаратами ВОГ всех уровней и согласованию с государственными органами соответствующих уровней в соответствии с этапами и календарным планом реализации программы ВОГ, программами развития ВОГ по направлениям деятельности, программами развития РО ВОГ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *